Заглянем на минутку в одно из самых эффектных мест лондонского Сити, в центр «золотого треугольника», образованного знаменитыми высотками Ллойдс, Огурец и Терка.
У подножья трех знаменитых небоскребов, с июля 2015 года находится странная скульптурная композиция. Ее названием служит цитата из Аристотеля "O my friends, there are no friends" (О, друзья мои! Нет на свете друзей!)
12 пар обуви выполнены из бронзы и связаны между собой настоящими, не бронзовыми шнурками. Т.о. все эти туфли и ботинки выстроились в круг, протянув друг другу свои веревочные руки.
Впервые эта скульптурная композиция была выставлена в израильском павильоне во время венецианской биеннале 2011. Автор работы – израильский скульптор Сигалит Ландау. Сама она говорит, что эта работа славит будущее общество, которое сумеет оставить в истории лучший след, чем мы сегодняшние. Она надеется, что у людей будущего будет больше солидарности, щедрости и воображения. Шнурки, говорит она, как вены, которые связывают этих людей в единый организм. Мне же показалось, что смысл этой скульптурной композиции становится очевиден, если ее название, выраженное словами Аристотеля, произнести от лица еврейского народа, дочерью которого является Сигалит Ландау: "О, друзья мои! Нет на свете друзей!".
В любом случае, скульптура явно контрастирует с соседними архитектурными гигантами, похожими на космические корабли пришельцев. Давайте рассмотрим их по подробнее.
Здание вывернутое наизнанку
"Фирма Ллойда" (Lloyd's) в Лондоне - самый знаменитый страховой синдикат в мире. Современное здание Ллойда было построено в период между 1978 – 1986 годами. Автором проекта был Ричард Роджерс - британский архитектор, один из родоначальников стиля "хай тек", хорошо известный широкой публике благодаря построенному им в Париже Центру Помпиду. Как и парижская достопримечательность, штаб-квартира Ллойда - это «здание, вывернутое наизнанку». Роджерс решил, что поскольку коммуникации надо менять гораздо чаще, чем несущие конструкции, то лучше вынести их наружу. В строении все инженерные сети и коммуникации выведены наружу, оставив много свободного пространства внутри, это индустриальная конструкция из стекла, стальных труб, псевдо контейнеров и рельсов, по которым вдоль внешней стены ездят лифты.
В главном зале находится известный колокол Лутина, снятый с французского фрегата La Lutine, захваченного англичанами в 1703 году. В ранние времена деятельности Ллойда этот колокол использовался для оповещения о событиях. В настоящее время колокол звонит только по особым случаям, как правило, дважды - это торжественные даты или церемонии приёма почётных гостей. И только в связи с трагическими событиями в мире колокол звонит один раз. Таким событиями были, например, 11 сентября 2001 г. и Азиатское цунами 2004 г.
История фирмы, которая для своей штаб-квартиры заказала столь современное здание, как раз таки очень стара.
В 1689 году Эдвард Ллойд открыл кофейню рядом с лондонскими доками. В то время употребление кофе только еще входило в моду в Европе и очень быстро приобрело популярность в Лондоне. Почему так популярны стали кофейни? Да потому что они взяли на себя роль контор, помещений для деловых встреч, где коммерсанты могли вершить свой бизнес. Каждое ремесло и каждая профессия обзавелись своими кофейнями. В отличие от таверн, где пьяницы нередко устраивали дебоши, кофейни представляли собой тихие и солидные заведения, где респектабельные господа, мужчины (женщины – никогда!) обсуждали деловые вопросы. Каждый содержатель кофейни, как правило, имел свою постоянную клиентуру, и кофейни больше походили на частные клубы, отличаясь друг от друга контингентом посетителей. В одних собирались политики, журналисты и писатели, в других - поэты, музыканты и художники, в третьих - купцы, судовладельцы и капитаны кораблей.
Эдвард Ллойд и был как раз содержателем такой кофейни, которая благодаря своему месторасположению в районе лондонского порта привлекала таких клиентов, как морские капитаны, купцы и судовладельцы, а так же дельцы, которые за деньги принимали на себя риск за благополучный исход плавания купеческого корабля, т.е. страховые брокеры. Здесь, за чашкой кофе можно было узнать самые последние заморские новости, цены на товары в колониях, сведения о плавании судов и случаи кораблекрушений. За той же чашкой кофе заключались сделки, подписывались страховые полисы. Хозяин кофейни любезно предоставлял своим гостям бумагу, чернила и гусиные перья. Если клиентам нужно было срочно послать письмо или вызвать кого-либо с корабля, Ллойд за небольшую плату посылал мальчика-рассыльного.
Ллойд был человеком ловким, предприимчивым и дальнозорким. Зная, насколько важна для его клиентов коммерческая и морская информация, он нашел оригинальный способ увеличить число своих посетителей. На одной из стен кофейни он стал вывешивать объявления, в которых указывались даты ухода и прихода в Лондон кораблей, сведения о погибших судах, цены на товары, размер страховых премий и даже приметы беглых матросов. С того, кто хотел эти сведения прочитать, он брал по одному пенсу.
Дела в кофейни шли отлично, кофе и деньги текли рекой. Сам Ллойд никогда лично не занимался страховым бизнесом, но обеспечивал конфиденциальность переговоров.
После его смерти в 1713 году некоторое время страховщики по-прежнему вели дела в кофейном доме, пока сотня частных страховщиков лондонского Сити не объединилась в независимый профессиональный синдикат под названием "Кофейный дом Ллойда". В 1774 г. страховщики, наконец, покинули кофейню Ллойда и переехали в здание королевской биржи. Удивительно, но новый офис в здании королевской биржи по-прежнему называли "Кофейней Ллойда", как и десятилетия назад. Так было увековечено имя человека, который сам никогда не страховал.
"Фирма Ллойда" (Lloyd's) имеет большой опыт страхования необычных, уникальных рисков, они страхует все, начиная с танкеров и кончая хорошей погодой для футбола. В качестве примеров нестандартных договоров страхования можно упомянуть, например: ноги Тины Тёрнер, голос Селин Дион, пальцы гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса. Сплетники добавляют к этому списку также попу Дженифер Лопес.
"Огурец"
Башня Сент-Мэри Экс 30 — таково официальное название 40-этажного небоскрёба в Лондоне, который за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют «огурец», «корнишон» (The Gherkin).
Здание "Огурец" было построено в 2001—2004 годах для лондонской штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re. В 2014 году здание было куплено миллиардером из Бразилии за сумму более 700 млн фунтов (1,1 млрд долларов). Я не знаю, что такое миллиард долларов, и что еще можно купить за эти деньги, но подозреваю, что самое знаменитое строение самого знаменитого архитектора в мире того стоило.
Имя главного архитектора, который проектировал «Огурец» - Но́рман Фо́стер, а точнее Барон Но́рман Фо́стер. Этот британский архитектор, родом из скромной рабочей семьи, в 1990 году был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание, а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Его официальный титул - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank). Все это не спроста, его заслуги перед современной мировой архитектурой сложно переоценить. Основанная им в 1963 году совместно с Ричардом Роджерсом (построившим здание Ллойдс) архитектурная мастерская "Team 4" стала местом, где родился популярный нынче архитектурный стиль, как «хай-тек». Сегодня, в управляемой им компании
Foster + Partners работает более тысячи сотрудников. Молодые архитекторы готовы бесплатно работать в его бюро только для того, чтобы название фирмы Нормана Фостера появилось в их профессиональном резюме.
«Огурец» стал первым экологическим небоскрёбом. Фостер хотел использовать солнечное освещение и естественную вентиляцию. В результате, здание высотой в 180 метров получилось экономичным: оно потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа. Здание практически полностью стеклянное, его верхушка закрыта прозрачным куполом. Внутри предусмотрены площадки для зелёных насаждений, так что «Мэри-Экс» оправдывает звание экологического офиса. В 2004 году проект получил премию Emporis Skyscraper Award за лучший в мире небоскрёб.
Здание «Лиденхолл» получило свое название в честь находящегося по близости крытого рынка, к стати, того самого, где Гарри Потер покупал волшебную палочку. Еще на стадии проекта это офисное здание сужающееся кверху получило от лондонцев прозвище Cheesegrater — «терка для сыра». Ничего себе «тёрочка» высотой 224 м! На самом деле авторы проекта, архитекторы Эндрю Моррис, Грэм Стерк и Ричард Роджерс объяснили наклон одной из граней тем, что при создании объекта они хотели сохранить обзорность Кафедрального собора святого Павла со стороны Флит-стрит.